Школьники об ученых и о науке в целом

На проходящей под Дубной летней школе научной журналистики имени кота Шредингера мы попросили школьников 9-10 классов ответить на простой вопрос - как можно оценивать деятельность ученых? И вот, что из этого получилось. (каждый ответ ниже принадлежит отдельному школьнику, которых мы решили оставить анонимными)

    • Я люблю ученых. Они делают очень много для развития стран.
    • В каких-либо исследованиях ученый должен опираться на факты или же показывать с помощью практики при выведении гипотез у ученого должна быть цепочка рассуждений, в ходе которой не нарушились бы принятые ранее за основу законы. Если ученый не в состоянии объяснить суть их работы, обосновать свои выводы, то его работа оценивается в разы ниже, чем обоснованная или вообще не расценивается. От работы ученого должна быть какая-либо польза.
    • Оптимистично. Положительно.
    • Если физик-ядерщик не может объяснить пятилетнему ребенку, что такое протон, то он занимается туфтой (по мотивам Фейнмана).
    • Оценивать деятельность наук может только философия. Оценивать деятельность ученых нужно по двум критериям: полезность для всего человечества и последствия для будущих поколений.
    • Оценивать деятельность ученых можно по его научным публикациям, проектам, исследованиям. Возможно, ученый выдвигает какие-либо теории (не противоречащие уже существующим); возможно ученый совершил какое-либо открытие.
    • Чтобы оценивать деятельность этих прекрасных людей, вкладывающихся в развитие будущего, нужно сначала смотреть на опыты и исследования, конечно, на достоверные доказательства. А главное – смотреть на пользу! То есть на то, как и насколько это применимо на практике. Нам ведь для того и нужны научные открытия, чтобы мы смогли их внедрить в индустрию, да и в нашу жизнь в целом. Биология может найти применение в лечении больных, химия должно быть в лекарствах, история в актуальных политических событиях и проблемах, а физика в работе машинных устройств.
    • Наверное, по их открытиям, достижениям. Оценивать их по их работам. Их деятельности.
    • По их выводам и опытам.
    • Деятельность ученых прежде всего можно оценить по его работам/изобретениям. Каждый ученый вносит огромный вклад в науку.
    • По результатам выступлений на конференциях.
Участники школы научной журналистики

Участники школы научной журналистики на занятиях.

  • Оценивать деятельность ученых сложно, потому что это будет зависеть от того, с какой позиции смотреть. Если вы ученый – то оценки деятельности зависит от прорыва сделанного ученым в какой-либо науке. Если вы военный – то относительно разрушительности и опасного потенциала открытия. Если вы потребитель, то относительно того насколько открытием можно воспользоваться и насколько быстро на основании открытия сделают что-то крупное.
  • Деятельность ученых стоит оценивать по следующим параметрам: работа ученого в лабораториях, научные труды, исследовательские работы ученого, достижения ученого в области науки, открытия (научные) ученого.
  • Проверкой. Абсолютно объективной проверкой. Если и теоретически и эмпирически результат подтвержден, только тогда переходить к «значимости». Насколько сильное недовольство вызывает открытие у сторонников нынешней парадигмы, настолько же важна деятельность.
  • По теориям, которые они предполагают. По научным статьям, докладам и т.п.
  • По открытиям, которые они сделали.
  • Думаю, что деятельность ученых нужно расценивать как необходимую работу, которую некоторые люди сильно недооценивают. Работа ученых, в первую очередь – это исследования направленные на улучшение качества жизни человека сегодня и в будущем. Ученые тратят множество лет на обучение в той или иной области, на исследования, которые не всегда идут по плану и приходят к нужному результату. Такая работа может принести денежные убытки, ухудшение здоровья и множество других негативных последствий для человека, который ею занимается, однако эта работа крайне важна для нас и необходима.
  • Прежде всего деятельность ученого можно оценить по количеству написанных и опубликованных работ. Так же важно, насколько его деятельность полезна для каких-либо дальнейших исследований или для упрощения жизни людей.
  • Деятельность ученых оценивается экспериментальным путем. Если результат эксперимента совпал с теорией – это становится законом и принимается людьми, как истина.
  • По пользе, которую приносят их открытия и изобретения.
  • Деятельность ученых необходима любому обществу.

Вот такие забавные, милые и, порой, ошарашивающие ответы мы получили от ребят. Интересно, что суммарно они отметили и вклад научных публикаций, конференций, изобретений (патентов), и важность согласования теории с экспериментом, а также важность работы ученых для общества. А как бы оценивали деятельность ученых вы?